Народное судостроение это область культуры, связанная с изготовлением средств передвижения по воде на основе технологий, знаний и опыта, передаваемых по традиции из поколения в поколение.
Суда народной постройки – это все многообразие плавающих транспортных средств, выработанных тем или иным народом в ходе многовековой практики в конкретных природных и социальных условиях путем устно-зрительной передачи традиции. Термин «народное судостроение» является производным, составной частью такого явления, как «народные ремесла и промыслы». Наряду с народным зодчеством, фольклором, медициной, танцем, песней, вышивкой и т.д., судостроение – это часть народной материальной культуры, определяющей ее облик и черты.
Являясь важной составляющей народной жизни и воплощая опыт, накопленный веками, народное судостроение представляет крайне интересное явление с точки зрения как истории судостроения и судоходства, так и этнографии, социологии, философии.
Основными признаками народного судостроения являются:
Коллективность опыта. Судно рождается благодаря постепенному отбору тех или иных его характеристик в ходе продолжительной практики строительства и эксплуатации предшествующими поколениями. В отличие от спроектированных судов, имеющих конкретных разработчиков, те или иные типы судов народной постройки, как правило, таковых не имеют. Мастера опираются на знание и опыт своих предшественников, таким образом, автором тех или иных судовых типов является именно народ. Наличие исключений, когда инженерами-судостроителями были спроектированы определённые суда, в дальнейшем ставшие подлинно народными (пример лодка «фофан» А. П. Фан-дер-Флита), только подтверждает правило.
Традиционность технологий. Мастера опираются на местную судостроительную традицию, как определенную систему образцов, правил, техник, норм и т.п., которой руководствуются в своей деятельности, воспроизводят её, хотя могут привносить и свои новшества, тем самым придавая традиции динамику.
Способ передачи знаний – преимущественно устно-зрительный. Наблюдение за постройкой судна, непосредственное в нём участие и изустное посвящение в секреты мастерства – основные способы передачи технологий, которые позволяли воспроизводить характерные для местности образцы.
Путем неоднократных повторений и постепенного накапливания изменений и дополнений создавались устойчивые, законченные формы судов, наиболее приспособленные к местным условиям. Таким образом, народное судостроение – это, с одной стороны, ценнейший источник идей и форм, особенно при разработке типовых проектов судов для конкретных условий местности. С другой стороны – это важнейший этнографический источник, который ярко характеризует особенности местной культуры, это маркер распространения той или иной традиции.
Россия обладает значительным опытом судостроения и мореплавания, корни которого уходят в эпоху дописьменной истории. Находясь на стыке бассейнов морей Балтийского, Чёрного, Азовского, Каспийского, а также морей Ледовитого и Тихого океанов, пронизанная сетью величайших речных систем Евразии, Россия являлась территорией, на которой происходило соприкосновение, взаимопроникновение и слияние различных судостроительных традиций. Все это порождало значительное разнообразие типов судов. В маломерном флоте России имело место чрезвычайное разнообразие традиционных судов и местных типов лодок, при Советской власти в целях снижения издержек при строительстве, ремонте и эксплуатации судов был начат процесс унификации мелкого промыслового флота. Для этого институт «Гипрорыбфлот» провел масштабные исследования практически по всей территории России и предложил сетку типовых судов дубов, каюков, кунгасов, рыбниц и т. д., которые стали внедряться в практику.
Во второй половине ХХ века в связи с процессами индустриализации и урбанизации, происходило резкое сокращение типов народных судов. Необходимо признать, что на современном этапе народное судостроение — это исчезающая область культуры. С каждым годом судов народной постройки становится все меньше и меньше, их вытесняют современные, из металла и полимеров. Прекращается
передача знаний от поколения к поколению. Казалось бы, традиция народного судостроения умирает даже там, где до сих пор живы и здравствуют ее носители. Однако народное судостроение всё-таки продолжает существовать. Практически на каждой реке или озере можно еще встретить лодки местного изготовления. До сих пор строятся деревянные байкалки, кунгасы, карбасы, кижанки, бударки, целый ряд разновидностей долблёнок. Интересным явлением можно назвать строительство судов традиционных обводов, но с применением современных материалов – металла и пластика.
Местами технологии народного судостроения возрождаются; находят себе применение, казалось бы, навсегда исчезнувшие лодочные типы, такие как чукотская кожаная байдара. Большую роль в этом процессе играют музеи, которые обращают внимание на такие явления и даже заказываю постройку лодок, как для экспозиций, так и для проведения культурных мероприятий. Очень интересен опыт музея-заповедника «Кижи». Так, благодаря ежегодному проведению «Кижской регаты» с 1999 г., вручению значимых призов мастерам лодочникам из сел Карелии, вниманию общественности, существенно активизировалось строительство традиционных средств передвижения по воде в регионе (особенно, это касается такой лодки, как «кижанка»). Из исчезающей традиции, строительство народных лодок стало явлением живым. Таким образом, выполнена важнейшая функция музея-заповедника – быть центром не только для сохранения, но поддержки и распространения традиций на более широкий регион; так, как это делают обычные заповедники, являясь центром для распространения биоразнообразия на значительные территории.
Народное судостроение как важнейшая часть живой народной культуры, требует, как внимательного изучения, так и разработки подходов к ее сохранению и актуализации в современной жизни. Данное явление может стать основой для реализации комплексного проекта «Народное судостроение в России. Изучение и сохранение живой традиции».
Таким образом, народное судостроение обладает значительным не раскрытым культурно-образовательным потенциалом, который необходимо сконцентрировать, обратить на него внимание властных структур и активно продвигать в жизнь.
П. А. Филин,
к.и.н., зам. директора Арктического музейно-выставочного центра
1По данному направлению имеется отдельная публикация: Филин П.А. О формировании межмузейного каталога «Коллекции лодок в музеях России» // Сохранение морского наследия в музеях России. Материалы VI международной научно-практической конференции (Калининград, 8-12 октября 2012 г.). Калининград. Терра-Балтика. 2012. С. 182-185.